Москва, 28.09.2012/ Анастасия Тищенко


- Мы все равны, - рассказывает директор литейной мастерской Иван Дубровин, - как ты к человеку относишься, так и он к тебе. Поэтому у нас такие дружеские отношения в коллективе. -

- Влад, ты почему не в фирменной кепке? Где корпоративная этика? - смеется Иван и вручает водителю грузовика кепку с надписью "литейная мастерская Дубровин".

Иван общается со всеми сотрудниками на равных: пожимает руки, шутит, не только следит за погрузкой скульптур, но и сам принимает участие в рабочем процессе. Никаких замашек важного руководства.

- Мы хотим создать бренд "Дубровин". Недавно заказали стол с эмблемой: у него будут ножки как ствол дуба и буква "Д" на каждой. Развиваемся очень быстро. Начинали с маленьких фигур, теперь работаем уже над целыми скульптурными композициями. Мы создаем удобные условия для скульпторов: они присылают нам свои макеты, а мы помогаем воплощать их в реальные размеры с масштабом 1:10. На время работы скульпторы могут жить в мастерской на втором этаже. Есть даже комнаты для их помощников. Жаль, что нет диалога с правительством, хочется участвовать в обсуждении городских проектов, делать свои предложения по изменению облика города. Этого очень не хватает, - говорит Иван.

Иван не сидит на месте, у него расписана каждая минута. Несмотря на то, что времени мало, он успевает следить и контролировать всю работу мастеской. При этом оставаться очень жизнерадостным и приятным человеком. Все скульптуры выполнены красиво и качественно. Поэтому нас еще долго будут радовать ротонды на Плотинке Екатеринбурга, собака-Боксер в ТЦ "Гринвич", "Влюбленные" и "Артемонов" на ул. Вайнера и много других "теплых" и живых работ из холодной меди.

 

 

 

https://expert.ru/2012/09/28/hozyain-dolinyi-skulptorov/

 

О нас

  • Иван Дубровин о любимом городе, своем бренде и правительстве. 2012

    Иван Дубровин о любимом городе, своем бренде и правительстве. 2012

    Москва, 28.09.2012/ Анастасия Тищенко

    Подробнее...
  • Общая информация

    Работы литейной мастерской «Дубровин» можно увидеть от Мурманска до Владивостока. Правда, мало кто знает, что эти бронзовые памятники сделаны под Екатеринбургом. Зато российским скульпторам село Новоалексеевское известно хорошо: именно здесь Иван Дубровин создал арт-деревню, которую сам называет Долиной Скульпторов.

    Долина скульпторов находится в селе Новоалексеевское, неподалеку от выезда из Екатеринбурга. Это две просторные мастерские, позволяющие делать модели скульптур до 8 метров в высоту, помещения для проживания мастеров, две кухни, офис, рабочие помещения... Здесь могут одновременно творить несколько скульпторов, при этом проживание и питание для них — бесплатное. Литье бронзы происходит на заводе в Екатеринбурге, а все остальные этапы — в Долине скульпторов.

    Бронзовые «знаки истории», выполненные Иваном Дубровиным, находятся по всей стране и за ее пределами. Среди них – «Горожане», прототипами которого стали художники Виталий Волович, Миша Брусиловский и Герман Метелев, и скульптура легендарного десантника, Героя Советского Союза Василия Маргелова в центре Екатеринбурга, семиметровый памятник в центре Перми известному меценату Н.В. Мешкову, благодаря которому был основан первый на Урале университет, композиция, посвященная «Уралочке» и ее бессменному тренеру Николаю Карполю около ДИВСа, памятники инженеру-металлургу Владимиру Грум-Гржимайло в Верхней Пышме и уроженцу Свердловска, основателю ансамбля "Песняры" Владимира Мулявина в Минске, горельеф Чингиза Айтматова в Бишкеке.

     

    «От Идеи до Продукта»

     Творческий симбиоз: скульптор создает основу, а наша задача – исполнить его замысел в металле. Если не получится – несколько месяцев работы скульптора насмарку. Нам, как саперам, ошибаться нельзя. Нужно всегда делать качественно, реалистично и художественно.

     
    198b1537
    198b1632
    198b1648
    198b1655
    198b1692
    198b1812
    198b1831
    img 8985
    img 8988
    img 9014

    Подробнее...
  • Мастерские

    Технические возможности (площади, оснащение и т.п.)

     «Дубровин» — это две производственные площадки: собственно литейное производство, расположенное на мощностях завода РТИ, и Долина Скульпторов в Новоалексеевском, включающая в себя две увеличительных мастерских, цеха для обработки и чеканки, а также жилые помещения (скульпторы во время работы над памятниками живут здесь совершенно бесплатно).

    В литейной мастерской практически каждый метр дышит искусством. В работе задействовано практически все, кроме двух небольших офисных кабинетов и нескольких жилых комнат. Мастерская Дубровина работает по принципу арт-резиденции Гридчинхолл — сюда приезжают скульпторы, здесь живут и здесь же творят свои шедевры. В доме две мастерских и несколько рабочих помещений, где можно обрабатывать отдельные детали памятников.

     Не думайте, что памятники появляются просто так — нарисовали и тут же отлили из металла. Нет, процесс намного дольше и интереснее.

     «Деревянными лесами» мы «обозвали» специальную раму, которая разработана для того, чтобы увеличить макет скульптуры. Такие рамы есть только в Москве, Питере и у ревдинцев. Что нужно сделать, чтобы изготовить памятник Тимофею Невежину? Само собой, нужен заказчик. В данном случае — город Курган. Приглашается скульптор, который рисует несколько вариантов, утверждает их, лепит мастер-модель. После согласования начинает лепить модель в натуральную величину (в данном случае — 5 метров 40 сантиметров). Приезжают увеличители, ставят мастер-модель в маленькую раму, снимают координаты. Скульптура лепится в мягком материале, используется Пулковская глина (говорят, самая качественная, кембрийская, из Санкт-Петербурга). По глине формовать памятник нельзя, поэтому в дальнейшем его обкладывают гипсом снаружи. Внутри скульптура полая. В это время автор может вносить свои корректировки. После этого памятник делят на куски и отправляют отливать в бронзе. Потом скульптуру собирают, механически сваривают, зачищают швы, обрезают и обрабатывают летники и выпора, и патенируют (искусственно состаривают). На все это уходит порядка полугода, хотя раньше требовалось несколько лет.

    Подробнее...
  • История организации

     Создавали, открывали и руководят литейной мастерской Иван и Юрий Дубровины. Сын и отец, которые смогли свои мечты и желания воплотить в жизнь. Более 10 лет назад Юрий Викторович работал на заводе ОЦМ.

    Юрий занимался техническим литьем, мечтал освоить художественное. И такая возможность представилась. Тогда на площадке завода существовала литейная фирма «Сплав». При ней было решено открыть мастерскую художественного (кабинетного) литья. Юрий Дубровин прошел стажировку во всемирно известном городе Касли у мастеров литейного искусства. Он привозил домой различные предметы художественного литья, чем вызвал огромный интерес у сына Ивана. Так 15-летний парнишка определил свое назначение в жизни — стать ярким представителем этой благородной профессии.

    От «перспектив» до первого большого заказа прошло немало времени. 

    2001 год. Начинали с малого — арендовали здание, папа занимался литьем, а сын — обработкой и продажей. Все делали на свои деньги. В арсенале ревдинских литейщиков были лишь руки и навыки. Сначала изготовляли маленькие фигурки из бронзы, отливали таблички и гербы. После первых заказов стали закупать оборудование, что увеличило производительность труда. Коллектив из двух человек вырос до десятка мастеров. Иван стал директором фирмы, Юрий Викторович — его партнером и наставником. А литейная мастерская обрела свой бренд — ревдинскую фамилию «Дубровин».

    Пять лет Дубровины шли к своему первому большому заказу. От других литейщиков их отличало не только усердие, но и то, сколько души они вкладывали в каждый созданный предмет. Мало отлить фигурку, нужно в нее вдохнуть жизнь. Для этого важна внимательность к деталям. Не многие скульпторы так скрупулезно относятся к лику. Дубровины же всегда стараются сохранить все черты лица, обязательно выводят глаза так, чтобы они смотрели, а не прятались в глубине запатенированной бронзы. Это очень тонкая работа в мелкой пластике, требующая не только терпеливости, а самой настоящей отеческой любви к созданному.

    В 2005 году литейной мастерской «Дубровин» удалось выиграть тендер на изготовление памятника Владимиру Высоцкому и Марине Влади. Казалось бы, непопулярная организация, неизвестные литейщики из маленького города Ревда. Кто допустит до такого значимого заказа? Но именно тонкость в мелочах сыграла свою решающую роль. Иван и Юрий Дубровины убедили, что смогут свое мастерство кабинетного литья перенести в городскую скульптуру. И они это сделали. Совместно со скульптором Александром Сильницким изготовили памятник, который был установлен в феврале 2006 года возле торгового центра «Антей».

    Id029 01
    Id029 02
    Id029 03
    Id029 04

    На открытие памятника Владимиру Высоцкому и Марине Влади приезжали сын певца и поэта Никита, актеры Дмитрий Певцов и ныне покойный Валерий Золотухин, хороший друг Высоцкого. Валерий Сергеевич обошел памятник со всех сторон, внимательно осмотрел и выдал свою личную оценку — произведение получилось легким для восприятия. Этому способствовала величина скульптуры — она выполнена в человеческий рост без явных увеличений — и лиричность образов Владимира и Марины, невероятно точно переданная в деталях.

    Памятник Высоцкому и Влади стал визитной карточкой литейной мастерской «Дубровин». Следом за ним последовали еще две работы, которые пользуются популярностью не только среди екатеринбуржцев, но и всех гостей уральской столицы. Вы были на улице Вайнера? Видели скульптуры Артамонова на велосипеде, и влюбленных, сидящих на скамейке? Можете не верить, но это тоже творение ревдинцев! А еще городскую скульптуру Дубровиных вы можете увидеть в «Гринвиче» — собака породы «боксер», сидящая с покупками на скамейке. Удивительное дело, практически у каждого екатеринбуржца, у многих ревдинцев есть фотографии со всеми этими скульптурами, но никто и не догадывается, что они созданы в мастерской Ивана и Юрия Дубровиных.

     В планах Ивана — создать Уральский центр монументального искусства, куда приезжали бы люди со всей России — смотрели, как создаются памятники. Особенно актуально это для студентов-архитекторов: чтобы уже с первого курса они знали, как это делается. Не просто изучали теорию, а могли приехать и вживую пообщаться со скульпторами. 

    Подробнее...
  • География проектов

    География работы литейной мастерской обширная — «от Владивостока до Владивостока», как выразился Юрий Викторович. В Сургуте стоит памятник Кириллу и Мефодию, в селе Частоозерье Курганской области можно увидеть одну из самых красивых работ Дубровиных — скульптуру «Россия» (копия легендарной «России» Николая Лаврецкого из чугунного павильона Каслинского художественного литья). Там же есть еще один «хит» — «Георгий Победоносец». В Нижневартовске установлен монумент Памяти жертвам техногенных катастроф (очень сложная и завораживающая работа). Великолепный памятник «Ради жизни» в память о жертвах радиационных катастроф стоит в Шадринске. В Нефтеюганске можно полюбоваться архитектурно-скульптурным комплексом «Первопроходцы» и стелой воинской славы, а также комплексом «Вечная память воинам Югры», установленном в Ханты-Мансийске — автором этих работ является Володя Арсенович Саргсян. Есть в опыте литейной мастерской и чисто классические произведения — памятник Александру Сергеевичу Пушкину в городе Прокопьевск. Один из необычных проектов — бульвар и площадь в Чите. И это только монументальное литье.

    Популярна в России и городская скульптура Дубровиных: «Пограничник с собакой» в Благовещенске, «Дворник» в Салавате, входная группа в зоопарк в Ижевске, «Дворничиха» в Прокопьевске, «Аллея новобрачных» и «Щука» в Нефтеюганске, «Ангел» в Ханты-Мансийске, «Львы» в Москве, «Кот Семён» в Мурманске и «Моряк загранплавания» во Владивостоке. Это далеко не весь список произведений искусства, сделанных в мастерской ревдинцев.

    Отдельный разговор о культурном вкладе в историю Екатеринбурга. Наверняка, многие из вас бывали на Плотинке, и помнят огромный горельеф «Былинный Урал», выполненный в бетоне, — на нижнем бьефе плотины с левой стороны выхода реки Исеть. Годы взяли свое, и это архитектурное сооружение пошло трещинами. Тогда было принято решение произвести замену обветшавшего горельефа на его алюминиевую копию. С этой задачей прекрасно справилась мастерская «Дубровин». Обновленный горельеф открыли летом 2013 года.

    Еще одна значимая работа — скульптура «Царские дети», установленная на территории мужского монастыря на Ганиной яме. Это стало настоящим событием для Ивана и Юрия. Открыть композицию в святом для России месте — большое достижение для любого деятеля искусства.

     

    Как признался Юрий Викторович, самым сложным проектом стал памятник Владимиру Грум-Гржимайло в Верхней Пышме. Скульптура стоит около здания Технического университета УГМК и была представлена в день открытия учреждения в 2013 году. Сложно было работать со скульптором Александром Анатольевичем Кокотеевым. Человек он специфический, найти общий язык с ним нелегко. Но все же удалось. И спустя несколько месяцев тяжелейшей работы памятник, высотой 5 метров 40 сантиметров, установлен. Дубровины гордятся этим произведением.

    «Горожане. Разговор на троих» — еще одна композиция, которую мастерской посчастливилось изготовить. Автор этой работы «крестный отец» мастерской, любимый друг, соратник — скульптор Андрей Геннадьевич Антонов. В композиции трое друзей-художников — Миша Брусиловский, Виталий Волович и Герман Метелев. Необычна она тем, что двое из героев скульптуры — Брусиловский и Волович — ныне живущие люди и тоже принимали участие в изготовлении памятника. Они приезжали в мастерскую, там же телевизионщики снимали документальный фильм, и воочию наблюдали за их увековечиванием в бронзе. После открытия памятника Миша Брусиловский, живущий рядом, проходил мимо и остановился возле композиции, чтобы еще раз посмотреть на своих друзей. К нему подошла женщина, вопросительно посмотрела на него живого и на него в бронзе и спросила: «Почему вы так похожи на скульптуру? Или это ваш брат?» Ничего внятного Брусиловский не ответил. Так работа Дубровиных стала не только культурной ценностью, но и предметом людских догадок и анекдотов.

    Подробнее...
  • О людях

    Сейчас в компании работает более 30 человек, все — мастера своего дела. Все скульптуры — и маленькие, кабинетные, и большие монументы — мастера дорабатывают вручную.

    «Нам привозят рабочую модель, по ней мы снимаем порядка ста точек. Все эти точки переносим с малой рамы в большую раму, варим каркас на поворотном круге, набираем массу по точкам. Потом приезжает скульптор и начинает делать авторскую доработку на мягком материале — глине».

    «Когда автор доделал модель в глине, вылепил своими руками все черты лица, все морщины, все складки на одежде, работу принимает заказчик. Скульптуру Тимофея Невежина принимал мэр Кургана, специально приезжал в Долину Скульпторов. Если заказчик далеко, мы высылаем ему фото. Когда модель принята, ее обкладывают гипсом. Глину убирают — остается отпечаток, в который заливают гипс. Потом скульптор дорабатывает уже гипсовую модель, именно ее отправляют в литейный цех. Дальше уже только остается отлить ее в бронзе». 

     

    Подробнее...
  • Наши Заказчики

    Увеличение памятника солдату, следом за ним будем делать скульптуру Мальцева, которую установят в Кургане. Автор — Ольга Красношеина. Она уже делала в нашей мастерской большую работу — пятиметровый памятник Тимофею Невежину, основателю города Кургана. Наши мощности позволяют нам выходить на большие конкурсы и на равных разговаривать с подобными компаниями Москвы и Питера.

    Мастерская Дубровина работала над памятником Кириллу и Мефодию, который стоит в Сургуте, делала в Шадринске памятный монумент, посвященный жертвам техногенных катастроф. Для Нефтеюганска здесь сделали две монументально-архитектурные группы: памятник Первопроходцам и монумент Воинской Славы. Украшающий Ханты-Мансийск мемориальный комплекс «Вечная слава воинам Югры» также дело рук мастеров «Дубровина».

    Немало мастера «Дубровина» сделали и для Екатеринбурга. Памятник Высоцкому, установленный около «Антея», «Влюбленные» на Вайнера и там же скульптура Артамонова, отреставрированный горельеф на Плотинке, «Царские дети» на Ганиной Яме…

     

    Подробнее...
  • Условия проживания

    Село Новоалексеевское. Огромный коттедж, в котором живут и работают скульпторы. Это и есть "Скульпторская долина". Скульптура – это и сложно и просто.

    Проектирование, макетирование, согласование, глина (серая, зеленая), каркасы, распил, литье, шлифовка, установка. Процесс отлажен, клиенты есть. Денег не берут до полной готовности скульптуры.

    Такие мастерские очень нужны. Не у всех мастеров есть возможность работать и зарабатывать. А тут всё "под ключ". И накормят и напоят и место для работы предоставят и материалы (скульпторы во время работы над памятниками живут здесь совершенно бесплатно).

    Подробнее...
  • 1